ТЕХНОЛОГИИ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИИ

Главная / Новости СПК / Кратко о прошедшем заседании Совета

Кратко о прошедшем заседании Совета

12 декабря 2023 года в Московском техникуме креативных индустрий им. Л. Б. Красина состоялось ежегодное заседание Совета по профессиональным квалификациям в области издательского дела и полиграфического производства. В мероприятии приняли также участие приглашенные лица: генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев, заместитель генерального директора по производству цифровой книжной типографии «Т8» Сергей Боев, главный редактор журнала «Паблиш» Дмитрий Старцев, директор по развитию «Нисса-Центрум» Михаил Кувшинов, заведующий по направлению «Печатное дело» Можайского техникума Денис Гутник и представители других отраслевых структур.

Первая тема повестки дня заседания была посвящена обсуждению вопроса «Дефицит кадров в издательствах и типографиях: кого готовить системе профессионального образования?». Обмен мнениями с руководителями различных предприятий, приглашенных на заседание и последующий диалог занял более двух часов. Высказывались различные мнения, но все участники совещания констатировали один факт – квалифицированных кадров не хватает и с каждым днем все больше.

Евгений Капьев обозначил основные требования к специалисту в области издательского дела: креативность и организация процесса креатива, коммуникации и умение разговаривать, маркетинг и продвижение, работа с искусственным интеллектом, полиграфические стандарты в книжном деле. Данным набором компетенций, по мнению Евгения Викторовича, должен обладать будущий издатель-редактор. Необходимо учесть данные компетенции в новом профессиональном стандарте, который следует начать разрабатывать. Издательство «Эксмо» готово предоставить свои методические разработки в этой сфере.

Отметив, что тренда к снижению показателей по выпуску книжной продукции не наблюдается, докладчик обратил также особое внимание на обучение профессии через практику. «В каждом отделе крупного издательства, – отметил Евгений Викторович, – должен быть стажер! Мы за этим неуклонно следим».

Сергей Боев начал свое выступление с вопроса «Куда уходят дети?». По мнению технического директора «Т8» учат много в нашей стране, но выпускники почему-то по окончанию образовательного учреждения уходят либо на маркетплейсы, либо в курьеры, либо в салоны красоты красить «ноготочки». Там выше заработок, резюмировал выступающий, и меньше ответственность! «Мы готовы к взаимодействию с колледжами и вузами, где готовят полиграфистов, – сказал Сергей, – готовы приходить и на личном примере рассказывать о том, как можно построить карьеру в нашей отрасли. В Озоне и Вайлдберриз ни о какой карьере речи не идет, там молодежь просто зарабатывает деньги для владельца этого бизнеса и немного для себя!».

Денис Гутник сообщил, что в Можайском полиграфическом техникуме ежегодно выпускается группа по направлению «Печатное дело» из 25 человек, а заявок от отрасли по этой специальности поступает около 200 ежегодно. Дисбаланс налицо, как и востребованность в кадрах. Студенты уже со второго курса выходят на работу в типографии, а по достижению 18 лет устраиваются на работу и переводятся на индивидуальное обучение. По мнению докладчика, производству сегодня необходимы люди даже без теоретических знаний, желающие трудится и осваивать профессию.

Главный редактор журнал «Паблиш» Дмитрий Старцев начал своё выступление с тезиса о том, что необходимо поднимать престиж профессии и это обоюдная задача учебного заведения и работодателя. «Когда приезжаешь в какую-либо типографию, – заметил Дмитрий, – то ты видишь по состоянию цехов, комнат отдыха, туалетов в конце концов, что здесь любо «выжимают деньги», либо уважают свой труд и человека. С этого начинается вовлечение в полиграфию!». Учить – это тоже профессия, учебному заведению нужны квалифицированные преподаватели, а не просто люди из отрасли. Преподавателя тоже нужно обучать, чтобы он сумел научить – обобщил Дмитрий Старцев.

Михаил Кувшинов предваряя свой доклад ответил Сергею Боеву на сентенцию о том, что кадров нет. «Если глобально не хватает кадров от уборщицы до печатника, кроме директоров конечно, – сказал Михаил Алфеевич, – то нужно платить больше!». Докладчик подчеркнул, что нехватка кадров началась ещё со времени начала пандемии. Маркетплейсы увеличили свой объем в разы и стали платить соответствующую зарплату своим курьерам и работникам склада. Произошел перекос на рынке труда, он будет устранен каким-либо способом, но пока он есть. По мнению Михаила Алфеевича нужно поднимать интерес к полиграфической отрасли и тут тренд на цифровизацию печатных процессов сможет привлечь молодежь.

Профессор Мосполитеха Александр Сафонов в дискуссии высказал мнение, что система подушевого финансирования в образовании сегодня не способствует улучшению показателей качества подготовки студентов. Мы не может отчислить и вынуждены его «тащить» до диплома, так как отчисление снижает финансирование вуза.

Член Совета Роман Силкин сообщил, что в стране уже два года реализуется федеральная программа адресной подготовки кадров для предприятий «Профессионалитет», по которой выделяются по 100 млн на создание соответствующих промышленных кластеров, а также пересматриваются образовательные программы и, в частности, программа подготовки кадров «Технология полиграфического производства» уже сокращена почти на год. «В регионах уже создано 130 промышленных кластеров, – сказал Роман Сергеевич, – но в полиграфическом производстве за последние два года не создано ни одного!».

Директор Колледжа автоматизации производства Никита Златин высказал свое мнение по вовлечению учащихся в отрасль. «Необходимо разговаривать с молодежью на их языка, – сказал Никита Андреевич, – уметь их заинтересовывать и убеждать в перспективности работы в издательствах и типографиях. Подростки в возрасте 17-18 лет другие и мыслят другими категориями и надо искать к ним подход».

В процессе дискуссии члены Совета и приглашенные докладчики обменялись мнениями и по итогам мероприятия будет создан соответствующий документ. Видео-запись выступлений будет опубликована позже.

 

Во второй части заседания Совета были рассмотрены текущие вопросы:

«О соответствии новых проектов ФГОС профессиональным стандартам и требованиям отрасли (приказ Минпросвещения № 717 от 25.09.23)». Члены Совета выслушали сообщение председателя о том, что в данный момент почти утвержден новый ФГОС «Мастер печатного дела», который вопреки логике и здравому смыслу объединил в себе профессии печатника, переплетчика и верстальщика. Соответствующее письмо от имени Совета было направлено в Минпросвещение в адрес директора Департамента Неумывакина В.С., но ответ получен не был.

«О работе Совета в 2023 году». Председатель Совета Александр Иванов кратко рассказал о проведенных мероприятиях. Отчет утвержден.

«Обсуждения планов работы Совета в 2024 году». Было предложено разработать два профессиональных стандарта – «корректор» и «технолог». Предложение поддержано.

Александр Иванов обратился к членам Совета с просьбой утвердить должность заместителя председателя Совета для обеспечения более активного взаимодействия с различными структурами в Москве, улучшения документооборота и координации деятельности членов Совета. Председатель Совета предложил кандидатуру эксперта Ассоциации ВУЗИЗДАТ Белоусова Алексей Григорьевича на эту должность. Предложение было поддержано.

В заключение председатель Совета Александр Иванов предложил оптимизировать состав Совета, исключив из него тех, кто не принимает никакого участия в работе данной общественной организации. Также поступило предложение принять в члены Совета генерального директора издательства «Эксмо» Евгения Капьева и главного редактора журнала «Паблиш» Дмитрия Старцева. Предложения были удовлетворены.

Полный протокол заседания Совета будет опубликован позже. Следите за нашими новостями!