НАРК и АИРР провели экспертную сессию
9 октября Ассоциация инновационных регионов России (АИРР) и Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) провели экспертную сессию «Предложения и практики по развитию кадрового потенциала регионов и кадрового обеспечения приоритетных отраслей экономики»
Директор Ассоциации инновационных регионов России Александр Смекалин сообщил, что идея проведения экспертной сессии возникла по итогам расширенного заседания комитета по кадрам Ассоциации инновационных регионов России, прошедшего в рамках XI Международного форума технологического развития «Технопром». Проблема дефицита кадров в настоящее время остается чрезвычайно острой, что обуславливает потребность проведения экспертных сессий по этой теме.
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин рассказал о задачах Базового центра подготовки кадров, функции которого выполняет Национальное агентство. «Среди тех форматов работы, которые наше агентство реализует, — методическая и консалтинговая поддержка как предприятий, так и колледжей, формирование лучших практик, поддержка реализации образовательных программ предприятий в партнерстве с колледжами», ― отметил он.
Эксперт Национального агентства подробно остановился на отдельных проектах Базового центра. Говоря, в частности, о проекте «Квалификация ‘’Наставник”», Шадрин назвал наставничество «работающим институтом, который позволяет работникам предприятия находить общий язык и выстраивать общую культуру».
Спикер добавил, что благодаря практикоориентированному взаимодействию наставников и наставляемых предприятиям удается снизить затраты, сократить текучесть кадров, быстро адаптировать новых сотрудников на новом месте, повысить производительность труда. Шадрин подчеркнул, что проект Базового центра помогает предприятиям сделать эту работу системной.
Заместитель губернатора Калужской области Татьяна Леонова отметила дисбаланс системы подготовки кадров и структуры рынка труда в регионах. Она констатировала, что точек роста в большинстве регионов не осталось. Сейчас суммарный дефицит кадров на рынке труда России составляет 2,5 млн человек, к 2030 году он увеличится до 4 млн, а пик вакантных позиций из-за демографической ямы придется на 2027 год.
Заместитель руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края Сергей Селюнинрассказал, что регион участвует в развитии Национальной системы квалификаций с 2016 года, в большинстве проектов Национального агентства край выступал пилотной площадкой. Кроме того, совместно с НАРК правительство Красноярского края учредило региональный методический центр, который выступает точкой входа в проекты НСК.
Спикер описал модель адаптивной подготовки выпускников СПО в Красноярском крае. В её пилотном проекте участвовали несколько предприятий оборонно-промышленного комплекса и шесть колледжей. Были переработаны образовательные программы, при этом в некоторых изменения затронули до 70% материала, проведена подготовка наставников. Обучение в колледжах стало максимально практикоориентированным. Опрос, проведенный среди студентов техникумов в 2023 году показал, что 50% респондентов планируют пройти независимую оценку квалификации (НОК), а еще 33% знакомы с НОК.
Селюнин сказал, что пилотный проект планируется масштабировать ― в регионе реализуется инициатива «Профессионалитет для всех». Работа всех учреждений СПО организована в кластерах совместно с работодателями по схеме федерального проекта.
Начальник отдела профессионального обучения и реализации национальных проектов Управления социальной политики Липецкой области Светлана Голенских рассказала о создании информационной системы оценки стратегической потребности региона в кадрах и развития кадрового потенциала. Главной причиной её создания стал разрыв между уровнем образования, опытом и квалификацией соискателей и требованиями работодателей, зафиксированный службами занятости.
Новый информационный продукт позволяет видеть текущую ситуацию на рынке труда и прогнозировать потребность в кадрах. Это дает образовательным организациям возможность формировать заказ на подготовку кадров, устанавливая контрольные цифры приема. По данным Голенских, благодаря информационной системе, на 1810 человек были увеличены КЦП на обучение по медицинским профессиям, ИТ, сельскохозяйственным и промышленным специальностям. При этом на 1445 мест сократился прием на обучение по профессиям экономиста, юриста, парикмахера и пр.
Презентация А.Е. Шадрина «О проектах развития системы профессиональной подготовки кадров»
Презентация С.А. Селюнина «Адаптивная модель подготовки кадров Красноярского края»
Презентация С.А. Голенских АИС «Мониторинг и прогнозирование кадровой потребности Липецкой области»