ТЕХНОЛОГИИ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИИ

Главная / конференция / Краткие заметки с полей Всероссийского форума «Национальная система квалификаций»

Краткие заметки с полей Всероссийского форума «Национальная система квалификаций»

28 ноября 2023 года в Эскпоцентре Санкт-Петербурга состоялось открытие ежегодного  Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Мероприятие объединило руководителей различных уровней образования, представителей всех отраслей экономики и специалистов Национального совета по профессиональным квалификациям.

Заместитель председателя Правительства РФ Голикова Т.А., открывая пленарное заседание форума сообщила, что что к 2030 году, с учетом демографических трендов, российской экономике дополнительно потребуются 2 млн человек, из которых 800 000 потребуются обрабатывающей промышленности и 400 000 транспортной сфере и логистике. «Рынок труда стремительно изменился, — отметила Татьяна Алексеевна, — особенно в последние полтора года, и мы видим серьезные вызовы. Мы вынуждены оперативно реагировать на них и перестраивать не только систему управления, но и систему образования».

 За скобками остались такие очевидные факты, как «пустые» рабочие места. Те лакуны, из которых можно черпать необходимые сегодня кадры! Не секрет, что только охранников в стране насчитывается более 1 млн человек. Это ресурс и весьма серьезный. Если еще более внимательно присмотреться к сотрудникам ряда других ведомств и просто посчитать количество занятных в не производительных сферах труда, то без труда можно набрать столь необходимые стране миллионы тружеников. Но! Тут уже возникает проблема социальная – кто же захочет менять не требующую особых трудовых затрат должность (пусть и низко оплачиваемую) на работу с полной отдачей сил?

 О переформатировании системы образования в соответствии с требованиями реальных потребностей экономики рассуждали многие из выступающих. Звучала мысль и про независимую оценку квалификаций и переобучение новым профессиям. Научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов подчеркнул, что ключевым драйвером изменений на рынке труда является стремительное сокращение срока жизни технологий и ускорение обновления профессиональных компетенций, за которым не успевает образование. По мнению Ярослава Ивановича пять профессий из-за внедрения искусственного интеллекта будут подвергнуты жесткой трансформации – врачи, учителя, юристы, экономисты и программисты. Кто-то из них выиграет, кто-то проиграет…

О практико-ориентированном подходе в образовании также было много сказано и это радует. Однако декларации, как правило, остаются декларациями и это настораживает. Например, директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин сообщил: «Из кабинетов Министерства просвещения абсолютно не видно, какой работник нужен на конкретное предприятие. Поэтому все решения в системе профессионального образования проверялись с привлечением организаций, представляющими ту или иную отрасль». На примере такой отрасли, как издательское дело и полиграфическое производство видно, что министерство просвещения далеко от реалий – нужны операторы цифрового печатного оборудования, операторы флексографского оборудования, верстальщики и корректоры, но этих образовательных стандартов просто нет, хотя уже давно существуют профессиональные стандарты. На письма от соответствующего Совета по профквалификациям о требуемых коррективах Виктор Сергеевич просто не отвечает!

Хорошо, если все здравые мысли будут превращены в жизнь. Год назад на том же форуме уже высказывалась озабоченность ситуацией на рынке труда, но излишне консервативная система образования склонна к пробуксовке, а государственная политика пока не направлена на пропаганду простых рабочих профессий. Мы видим примеры модных специальностей, таких как «графический дизайн», «реклама», «информационные технологии» и не рассказываем молодежи о реальной потребности в токарях, сварщиках, экскаваторщиках, фрезеровщиках и т.д.  Налицо переизбыток одних профессий и недостаток в других.

Размышлять тут можно долго. Невольно вспоминаешь партхозактив времен СССР – много хороших и правильных слов и никаких реальных действий. Да, система ЕГЭ, пагубное для молодежи влияние соцсетей, общий низкий уровень медиа и теле пространства – эти факторы не способствуют повышению общего уровня образования и тем более возникновению желания трудом своим что-либо создавать. Общество встало сейчас на своеобразной точке невозврата – что-то делать надо, но все чего-то ждут… Дождемся ли?

Председатель Совета Александр Иванов