ТЕХНОЛОГИИ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИИ

Главная / Новости СПК / Полномочия СПК в области издательского дела и полиграфического производств. функции.

Полномочия СПК в области издательского дела и полиграфического производств. функции.

В последнее время много поступает вопросов о сути деятельности Совета по профессиональным квалификациям в области издательского дела, полиграфического производства и распространения печатной продукции (СПК), и его назначении, в том числе и от его членов. Более того, многие в отрасли стали считать, что Совет чуть ли не напрямую готовит кадры и управляет образовательным процессом. Если честно, то и мне потребовалось некоторое время, чтобы в первом приближении разобраться в тех правилах игры, которые установлены рядом нормативных актов.

Это первая публикация на данную тему. Поскольку изложить все сразу проблематично для восприятия, да и характер данной публикации носит обучающий характер, то материал будет излагаться частями – от раздела «Функции» до раздела «Задачи».

Начнем по порядку. Советы по профессиональным квалификациям осуществляют в рамках определенного вида профессиональной деятельности следующие полномочия:

проведение мониторинга рынка труда, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий;
разработка, применение и актуализация профессиональных стандартов;
разработка, применение и актуализация отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований;
организация и координация деятельности по сертификации профессиональных квалификаций в соответствии с перечнем профессиональных стандартов и иными установленными квалификационными требованиями;
участие в разработке государственных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения, а также в организации деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Итак, первое. Мониторинг рынка труда Совет должен проводить один раз в два года. Есть анкета, разработанная Министерством труда, которая рассылается по предприятиям – полиграфия, издательства, книграспространение. В прошлом году полноценный мониторинг провести не удалось как из-за отсутствия полноценной базы отраслевых предприятий, так и по причине низкого отклика тех, кто получил анкеты, но оставил без внимания. Отсюда мы можем только предполагать, какие новые профессии сегодня следует стандартизировать и какие изменения происходят на рынке труда.

Второе. Изменения в наименованиях и перечнях профессий. Есть Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), который использует в своей работе отделы кадров предприятий. То, что для типографий и издательств он безнадежно устарел, понятно. Из 103 наименований профессий по разделу «Полиграфия» сегодня применимо лишь где-то 40%. Следовательно, нужно актуализировать то, что есть, и разрабатывать соответствующие профессиональные стандарты. Следует отметить, что утвержденные профессиональные стандарты могут использоваться наравне с ЕТКС отделами кадров при формировании штатного расписания, согласно Трудовому Кодексу и 584-му Постановлению Правительства РФ.

Третье. Разработка и актуализация профессиональных стандартов. Совет имеет право разрабатывать новые профессиональные стандарты как в инициативном порядке (без финансовой компенсации за труд разработчиков), так и по заданию Министерства труда с оплатой труда разработчиков. Второй путь весьма тернист – требуется согласование с профильным министерством и т.д. Цифровизации в издательско-полиграфической отрасли требует сегодня практически полного пересмотра действующего ЕТКС и разработки не менее 40 профессиональных стандартов. Что касается актуализации, то отнесенные к ведению Совета 11 стандартов также можно уже актуализировать.

Здесь хочется отметить, что одна из основных задач Совета как раз и состоит в разработке профессиональных стандартов в транскрипции работодателя, а не методиста системы образования. Именно тут происходит сбой в подготовке кадров – никакой методист министерства не сможет четко и технологически правильно обозначить профессиональные функции в нашей высокотехнологичной сфере. В теории на основании профессионального стандарта должен разрабатываться федеральный государственный образовательный стандарт, по которому обучают полиграфистов и издателей. В течении последних четырех лет в Совет не поступало для согласования ни одного образовательного стандарта…